26 февраля директор АНО «ННЦК» Ирина Бушина
приняла участие в заседании межведомственной рабочей группы по противодействию незаконному обороту потребительских непродовольственных товаров. Рабочая группа создана при Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
С докладами выступили представители Федеральной службы по аккредитации, АНО «Российская система качества», представители региональных властей и компаний из отрасли легкой промышленности и обувной отрасли.
Повестка заседания касалась мер по противодействию незаконному обороту в продукции легпрома и, в том числе, обувной продукции (включая ввоз на территорию РФ), а также повышению эффективности контроля качества и безопасности.
Анализ обувной отрасли показал ряд структурных факторов, сдерживающих ее развитие. Как следует из материалов заседания, наиболее значимый фактор — неравная ценовая конкуренция с возросшим импортом, в том числе нелегальным. Контрабанда и контрафакт не только препятствуют развитию легкой промышленности, но и наносят финансовый ущерб стране. Российский рынок обуви по экспертным оценкам на 80% состоит из импортной обуви. Объем потребления в РФ составляет 550-580 млн пар в год. Производство обуви оценивается в 100-120 млн пар в год. Импорт обуви – 340 млн пар (в т. ч. 80% из Китая и стран Азии). Экспорт обуви – 22 млн пар. По оценкам экспертов, контрафакт и незаконный оборот оцениваются более, чем в 120 млн единиц, говорится в аналитической записке к заседанию МРГ.
Открывая заседание, Ирина Бушина отметила, что ННЦК с 2021 года проводит ежеквартальный анализ состояния рынков обувной продукции в регионах России в связи введением обязательной маркировки. По данным за 4 квартал 2024 года, зафиксирована деятельность 3117 производителей обувной продукции, фактически осуществляющих подачу сведений в систему произведенных товаров, что на треть больше, чем годом ранее. Больше всего производств сосредоточено в Москве, Московской, Ростовской областях, в Ставропольском крае и Республике Дагестан. Всего за 2024 год произведено 206,5 млн пар обуви, что на 16% больше, чем за 2023 год. Увеличилось и количество точек розничных продаж обувной продукции (также на 16%). Лидером по количеству точек продаж, зарегистрированных в Государственной информационной системе маркировки товаров (ГИС МТ), является Северо-Западный федеральный округ. Наименьшая доступность легальных точек продаж - в СКФО. На Северном Кавказе в ГИС МТ зафиксирована продажа менее 500 пар обуви на 1000 человек в 2024 году.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2024 году зафиксировано на 18,5% больше торговых точек, в которых выявлены административные правонарушения и уголовные преступления, чем в 2023 году. Больше четверти из них – в СКФО, причем подавляющее большинство нарушений выявлено в точках продаж, не передающих сведения в ГИС МТ по группе товаров обувной промышленности.
В противодействии незаконному обороту немаловажную роль играет общественная инициатива. Граждане помогли выявить нарушения по товарам легкой промышленности в 1185 розничных точках, что более чем на треть превышает результат 2023 года, кроме того, в 2024 году по итогам обращения потребителей обуви возбуждены уголовные дела.
Контрафакт особенно заметен при торговле на маркетплейсах, деятельность которых в части ответственности за продажу незаконной продукцией практически не регулируется. При проведении контрольных закупок зачастую выявляются факты отсутствия маркировки и несоответствие техническим регламентам безопасности. В большинстве случаев такие товары являются импортными и имеют низкую в сравнении с российской продукцией цену, что приводит к неравной конкуренции с российскими товарами, падению продаж отечественных товаров и, как следствие, сокращению объемов производства вплоть до закрытия, особенно в детском секторе.
В России постановлением Правительства РФ № 860 утвержден порядок обязательной маркировки и сертификации обуви. Однако в нем не предусмотрен жесткий контроль за рядом процедур. Например, недостаточен контроль за соответствием продукции, на которую получен сертификат, той продукции, которая реализуется с предоставлением этого сертификата. Подобных примеров много. Вместе с тем, обувные компании конкурируют с зарубежными производителями, которые не проходят должную процедуру сертификации.
Среди предлагаемых мер поддержки отечественной отрасли — введение экологического сбора на импортную обувь и заготовки для нее в размере от 5% до 15% в зависимости от страны-поставщика.
В конце заседания собравшиеся поддержали протокольные решения, которые лягут в основу защиты отечественной отрасли. Среди них — проведение мониторинга маркетплейсов, проработка обязательности включения в ГИС МТ данных о документах об обязательной оценке соответствия обувной продукции, выявление случаев оформления документов об оценке соответствия продукции легкой промышленности без проведения испытаний и другое.