28.11.2024 г.

Конференция ННЦК: в РФ государственный контроль за безопасностью цемента имеет несколько уровней

Конференция ННЦК: в РФ государственный контроль за безопасностью цемента имеет несколько уровней

Цементная продукция подлежит обязательной сертификации, которая проводится организациями, аккредитованными в Росаккредитации. Одним из элементов недопущения на рынок небезопасной цементной продукции является прекращение действия сертификатов соответствия по итогам мониторинга контролирующими органами. Такое мнение высказал в ходе конференции ННЦК «Игры с качеством: возможен ли новый имидж стройматериалов?» Константин Павлович, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России.

Если говорить о включении государства в обеспечение безопасности продукции, то в России осуществляется разноуровневый контроль. Росаккредитация постоянно проводит мониторинг сертификатов соответствия в рамках контроля за деятельностью аккредитованных лиц. По данным Минэкономразвития РФ на середину октября 2024 года, в России действует 404 сертификата соответствия на цемент, 310 из них  –  на продукцию российского производства, 42  –  на цемент из Ирана, 12 – на продукцию из Республики Казахстан. Кроме того, цемент может завозиться по разрешительным документам из Беларуси, Китая, Турции и Вьетнама. При этом на протяжении 2023-2024 годов действовало 807 сертификатов. На сегодняшний день аннулированы 276 из них, в том числе в рамках мониторинга Росаккредитации, еще 120 сертификатов прекратило свое действие в связи с прекращением срока, остальные действуют сейчас.   

Недавно приняты изменения в постановление Правительства № 336, где перечень товаров, контроль за которыми проводит Росстандарт, был расширен в экспериментальном режиме на низковольтное оборудование, кабели, цемент и строительные смеси. Указанные особенности осуществления госконтроля подготовлены Минпромторгом России совместно с Минэкономразвития России и Росстандартом с учетом предложения бизнеса. В отношении цемента контроль будет проводиться как на стадии производства, так и на стадии обращения цемента.

Названные особенности осуществляются на основе риск-ориентированного подхода. В свою очередь, индикаторы риска – самый эффективный механизм при риск-ориентированном подходе. Они создают четкие «правила игры», когда бизнес понимает, что, если не выходить за границы индикатора, вероятность проверки от государства крайне мала. При этом создаются условия для усиления нагрузки на недобросовестных предпринимателей и ее снижения для честных участников рынка.

Вместе с тем отличительной особенностью цементной продукции как объекта контроля является ее количество. Несколько сотен сертификатов обеспечивают их обладателям – изготовителям цемента – допуск на рынок миллионов тонн продукции. В таких условиях возможность физического контроля за каждой единицей цементной продукции у органа контроля отсутствует, поэтому на помощь приходят цифровые механизмы. В последние годы государственная информационная система маркировки товаров (ГИС МТ) становится поставщиком данных для контрольных органов. С 15 марта 2024 года по 1 декабря 2024 года в РФ проходит эксперимент по маркировке отдельных видов стройматериалов в потребительской упаковке, в том числе цемента.

«Однако при всех возможных механизмах контроля со стороны государства, невозможно заменить контроль со стороны самого бизнеса. Поэтому важно внедрение добросовестных практик и надлежащей проверки контрагентов», - отметил Константин Павлович.