В 2021 году в РФ впервые проведено масштабное всероссийское исследование рынка нелегальной табачной продукции. Оно показало, что доля нелегальной табачной продукции составляет 11,5 %.
Исследование проведено в 85 субъектах Российской Федерации, силами национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), по заказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Задействовано более 840 населенных пунктов с общим охватом жителей более 86 млн человек.
Справочно
На протяжении последних 10 лет органы исполнительной власти и экспертное сообщество оперировали отраслевыми данными либо данными независимых экспертов в области противодействия незаконному обороту табачной продукции. Однако возникали вопросы к методикам, вопросы к верификации этих методики и соответственно, к тому, где, каким образом эти исследования проводились? Поэтому в 2021 году государство профинансировало полномасштабное исследование, основной целью которого является определение распространенности сигарет, находящихся в нелегальном правовом поле на территории Российской Федерации.
О результатах всероссийского исследования – 2021, о доле нелегального оборота табака, структуре, компаниях и марках мы уже писали ранее. Сегодня мы раскрываем и показываем саму процедуру, как именно проводятся полевые исследования. В 2021 году в 840 населенных пунктах собрано и направлено на исследование 64 000 пачек сигарет. Мы задействовали более 2000 сборщиков на всей территории РФ, которые более 2 месяцев занимались сложнейшей задачей – сбором материала.
Исследование проводилось в 3 этапа.
Как пояснил эксперт ННЦК Максим Курганский, все собранные пачки маркируются, каждой присваивается код. В коде «зашита» информация о место сбора, о том, к какому региону относится место сбора. Например, по коду можно сказать "...вот этот образец из Южного федерального округа, Ростовская область, Тарасовский район".
Кроме того, чтобы определить подлинность продукции, легальность ее, на пачке должен находиться Data Matrix код. Отсканировав его, вы сможете понять, что за продукт у вас перед глазами.
Эксперты берут пачку, включают приложение «Честный знак». Сканируют код Data Matrix.
В приложении видим, как называются сигареты, кто производитель, какова максимальная розничная цена. Можно это все сверить. Если информация есть, то товар подлинный, статус товара – подлинный. За него уплачены все акцизы при ввозе, в данном случае импортные таможенные платежи, и данная продукция является легальной.
Соответственно, если на сигаретах код Data Matrix отсутствует, если отсутствует импортная акцизная марка, соответственно, данная продукция считается нелегальной.
Если на сигаретах есть акцизная марка, после проверки кода Data Matrix эксперты могут проверить ее детектором Девис. Существует несколько модификаций прибора, например, 07А3 или 07А3УФ (с ультрафиолетом).
Справочно
Детекторы Девис-07А3/07А3УФ – портативные приборы для оперативного контроля наличия специальной защиты на защищенной полиграфической продукции, в первую очередь – на федеральных специальных и акцизных марках.
При наведении детектором на специальные элементы защиты, которые находятся на акцизной марке (они не везде, есть определенные места, куда нужно светить), огонек прибора меняется с красного на зеленый. Это подтверждает, что перед нами настоящая, подлинная, акцизная марка.
Если акцизная марка с ультрафиолетом, используем специальный фонарик. Подсвечивая ультрафиолетом, мы увидим дополнительные элементы защиты, например, невидимые ранее линии, квадратики, подсветку цифр. Все это говорит о том, что перед нами подлинная акцизная марка.
Парадоксально, что чем крупнее город, тем меньше в нем доля незаконного оборота табачной продукции. В городах миллионерах эта доля составляет порядка 9 %. В Москве – 5,5 %. Но как только мы начинаем изучать сельскую местность, эта доля сразу вырастает до 14 %.
Напоминаем, доля нелегальной табачной продукции по результатам исследования составила 11,5 %. Если говорить по производителям, то 56 % всей нелегальной продукции на рынке РФ приходится на долю трех белорусских производителей – «Табак-Инвест», «ТФ Неман» и Intertobacco.