Противодействие коррупции

Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (далее ННЦК) в силу требований российского законодательства и в рамках своей компетенции принимает активное участие в деятельности, направленной на противодействие коррупции, выявление и последующее устранение причин и условий ее проявления.

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  • приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  • сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
  • предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
  • установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
  • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.


Профилактика коррупционных правонарушений в ННЦК относится к компетенции руководства ННЦК и должностных лиц, ответственных за кадровую, правовую работу, и внесены в их должностные регламенты.

О недопущении действий коррупционного характера

Реализуя политику по противодействию коррупции и сознавая свою ответственность в укреплении конкурентных отношений в сфере закупок и неприятии всех форм коррупции, Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции гарантирует соблюдение в рамках закупочных процедур следующих принципов:

  • неприемлемость любых коррупционных действий, совершенных прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц, в любой форме (деньги, ценности, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права), независимо от цели, включая упрощение процедур, обеспечение преимуществ и др.;
  • необходимость объединения усилий по недопущению и противодействию коррупции, что способствует повышению доверия, уважения и укреплению деловых отношений;
  • единое понимание, что коррупционные нарушения приносят значительный ущерб публичным интересам, а также сторонам деловых отношений, поскольку действия лиц коррупционного характера преследуют корыстный интерес и являются формой незаконного приобретения выгод и преимуществ, создают условия для распространения преступности, включая отмывание доходов, полученных преступным путем, а также препятствуют добросовестной конкуренции;
  • неприемлемость игнорирования, в том числе непринятия активных мер по контролю, выявлению и искоренению фактов совершения действий коррупционного характера (в том числе участия или разработки коррупционных схем, в результате которых участник извлекает (либо намерен извлечь) выгоды и преимущества за счет других путем незаконных действий (бездействия));
  • внедрение лучших практик реализации антикоррупционных программ и деловое сотрудничество в этой области.
  • ННЦК принимает на себя следующие обязательства:

    • всемерно способствовать исключению из делового оборота, в том числе в отношениях с органами власти, фактов коррупционного поведения, внедрению принципов открытости и добросовестности при ведении предпринимательской деятельности, уважения правил конкурентной среды;
    • не допускать факты легализации денежных средств, полученных преступным путем, оказывать противодействие попыткам такой легализации, а также не допускать проведение сомнительных операций;
    • не совершать действия, создающие угрозу возникновения конфликта интересов;
    • отказываться от незаконного получения преимуществ, реализуя свои интересы с учетом принятой политики по противодействию коррупции, в которой предусмотрен отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять на исход коммерческой сделки и/или на принятие решения должностным лицом, исходя из корыстной заинтересованности;
    • придерживаться при передаче или получении подарков, оплаты услуг принципов прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий и правил гостеприимства.